Webasto Thermo Top C Vollswagen Transporter (Multivan, Caravelle) SSP

Отопитель Webasto Thermo Top C

Конструкция и принцип работы

В этой части программы самообучения по дополнительным отопителям рассматриваются дополнительные отопители, предлагаемые для моделей Transporter/Multivan T5.

Общие сведения — места установки

Transporter оснащается дополнительным жидкостным отопителем и либо воздушным, либо жидкостным автономным отопителем.

Дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top Z (дополнительный отопитель)или дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top C (автономный отопитель)
Дополнительный воздушный отопитель Air Top 3500 (автономный отопитель)
Дополнительный теплообменник (опционально со встроенным дополнительным испарителем)

Управление

Органы управления

Автономный отопитель

Для дополнительного жидкостного отопителя Thermo Top C и автономного отопителя Air Top 3500 доступно ручное управление и программирование времени включения с помощью потолочной панели индикации и управления. На модели California управление автономным отопителем осуществляется с помощью панели управления и индикации оборудования кемпера E153.
С 2004 модельного года по 2007 модельный год: синяя подсветка дисплея управление в режиме меню с помощью символов доступно программирование пяти вариантов времени включения индикация дня недели
с 2008 модельного года: красная подсветка дисплея удобное управление в режиме меню управление в режиме меню с помощью открытого текста доступно программирование трёх вариантов времени включения индикация дня недели и даты

Дисплей индикации дополнительного отопителя (на рисунке изображён Thermo Top C)

Различные режимы работы автономного отопителя можно выбрать с помощью функциональных клавиш. Функции клавиш зависят от типа меню и обозначаются на дисплее в зависимости от модельного года с помощью символа или открытого текста. Информация по данному вопросу изложена в руководстве по эксплуатации автомобиля Transporter/Multivan.

Дополнительный теплообменник

Управление вторым теплообменником (дополнительным) осуществляется в зависимости от варианта комплектации с помощью органов управления на комбинации приборов/потолочной панели управления. В рабочем режиме дополнительный отопитель обеспечивает обогрев багажного отсека или салона автомобиля и работает в режиме циркуляции воздуха. Приточный воздух при этом не всасывается. Мощность отопителя зависит от температуры ОЖ — поэтому на полной мощности отопитель работает только при прогретом до рабочей температуры двигателе. Различные режимы работы автономного отопителя можно выбрать с помощью функциональных клавиш. Функции клавиш зависят от типа меню и обозначаются на дисплее в зависимости от модельного года с помощью символа или открытого текста. Информация по данному вопросу изложена в руководстве по эксплуатации автомобиля Transporter/Multivan. Функциональные клавиши Панель индикации и управления Дополнительный задний теплообменник предоставляется в комплекте с испарителем в качестве климатической установки для задней части автомобиля.

на рисунке изображён вариант расположения органов управления на комбинации приборов)

Различные режимы работы автономного отопителя можно выбрать с помощью функциональных клавиш. Функции клавиш зависят от типа меню и обозначаются на дисплее в зависимости от модельного года с помощью символа или открытого текста. Информация по данному вопросу изложена в руководстве по эксплуатации автомобиля Transporter/Multivan.

Дистанционное радиоуправление

Опционально дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top C и дополнительный воздушный отопитель Air Top 3500 можно включать и выключать с помощью дистанционного радиоуправления. К автомобилю прилагается только один пульт дистанционного радиоуправления. Всего можно провести адаптацию трёх пультов дистанционного управления. Устройство приёма радиосигнала расположено под передней панелью слева, под переключателем освещения. Антенный кабель уложен в жгут проводов водительской двери.

Различные режимы работы автономного отопителя можно выбрать с помощью функциональных клавиш. Функции клавиш зависят от типа меню и обозначаются на дисплее в зависимости от модельного года с помощью символа или открытого текста. Информация по данному вопросу изложена в руководстве по эксплуатации автомобиля Transporter/Multivan.

Новый пульт дистанционного радиоуправления

С 2008 модельного года для модели Transporter предоставляется новый пульт дистанционного радиоуправления T91. Он отличается более компактным и эргономичным исполнением по сравнению с использовавшимся ранее T90. Напряжение питание подаётся от литиевого аккумуляторного источника питания 3 В. Остальные технические характеристики идентичны характеристикам пульта дистанционного радиоуправления T90.

Информация о последовательности работ для адаптации дистанционного радиоуправления изложена в электронной справочной системе по сервису Elsa. Описание работ по замене аккумуляторного источника питания приведено в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Технические характеристики

Для включения и выключения автономного отопителя с помощью дистанционного радиоуправления расстояние между пультом дистанционного радиоуправления и радиоантенной должно составлять более 2 м. Радиус действия дистанционного радиоуправления при полностью заряженном источнике питания составляет до 600 м — препятствия между дистанционным радиоуправлением и автомобилем, плохие погодные условия и низкий уровень заряда аккумуляторного источника питания уменьшают его радиус действия. Контрольная лампа (светодиод) передаёт сигнал обратной связи о получении автономным отопителем сигнала дистанционного радиоуправления и уровне заряда аккумуляторного источника питания пульта дистанционного радиоуправления.

Система питания

Забор топлива осуществляется через патрубок у датчика уровня топлива.

Выключение

На отопителях Thermo Top Z/C подача топлива прекращается при получении по шине CAN сообщения о минимальном резервном запасе топлива. Air Top 3500 выключается, когда питающая магистраль перестаёт подавать топливо из-за низкого уровня топлива в топливном баке (прибл. 3,1 литра топлива).

Технические характеристики

Дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top Z устанавливается в базовой комплектации на модели Transporter, оснащённые двигателями TDI — в сочетании с определённым вариантом комплектации. Опционально в качестве автономного отопителя предлагается дополнительный жидкостный отопитель, версия Thermo Top C. Дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top Z/C является жидкостным отопителем с распыляющей горелкой. Его рабочий цикл в режиме автономного обогрева составляет макс. 120 минут. На модели Transporter дополнительный жидкостный отопитель Thermo Top Z/C включён в систему диагностики автомобиля. Выполнить диагностику можно с помощью диагностического комплекса VAS 5051 B и диагностического тестера VAS 5052.

Webasto Thermo Top C/Z

Монтажное положение

Дополнительный отопитель установлен на модели Transporter на лонжерон слева относительно направления движения.

Отопитель и его подключения

Конструкция — общие сведения о принципе работы

Подача воздуха в камеру сгорания отопителя

Через впускное отверстие вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания отопителя V6 засасывает необходимый для сгорания воздух и направляет его через воздушный канал в камеру сгорания.

Теплообменник и блок управления представляют собой единый конструктивный узел. Камера сгорания и материал испарителя могут быть заменены только в сборе. Все остальные изображённые на рисунке узлы могут быть заменены по отдельности.

Подача топлива и сгорание

Топливо на дополнительный жидкостный отопитель поступает по подающей топливной магистрали. Топливо подаётся на испаритель (нетканый материал). Через впускное отверстие необходимый для сгорания воздух попадает в корпус камеры сгорания, а затем через отверстия в камеру сгорания и непосредственно на материал испарителя. В фазе запуска свеча накаливания отопителя Q9 нагревает материал испарителя. Подаваемое топливо испаряется по всей поверхности материала испарителя. В результате взаимодействия с воздухом, подаваемым в камеру сгорания, возникает горючая воздушно!топливная смесь. Эту смесь воспламеняет свеча накаливания. В фазе обогрева испарение и воспламенение происходят на материале испарителя и нагретых стенках камеры сгорания. Во время фазы обогрева свеча накаливания получает от блока управления небольшое напряжение питания. Это позволяет использовать электрическое сопротивление свечи накаливания для контроля пламени.

Охлаждающая жидкость

Через впускное отверстие охлаждающая жидкость поступает в рубашку охлаждения дополнительного жидкостного отопителя. Там она поглощает тепло. Через выпускное отверстие нагретая ОЖ попадает в контур циркуляции ОЖ.

Система охлаждения

Интеграция дополнительного жидкостного отопителя Thermo Top Z/C в контур циркуляции ОЖ показана на примере двигателя R5-TDI. Контур циркуляции ОЖ других двигателей может отличаться.

1 Теплообменник
2 Термостат
3 Головка блока цилиндров
4 Радиатор системы рециркуляция ОГ
5 Насос охлаждающей жидкости
6 Радиатор
7 Масляный радиатор
8 Блок цилиндров
9 Вентиляционная магистраль
10 Расширительный бачок

11 Запорный клапан системы охлаждения (3/2!
ходовой клапан), отопитель N279 (только для
автомобилей с функцией автономного обогрева)
12 Обратный клапан
13 Дополнительный теплообменник (для задней
части салона)
14 Дополнительный жидкостный отопитель
Thermo Top C
15 Циркуляционный насос V51/V55
16 Обратная магистраль контура отопителя
17 Обратная магистраль к двигателю
18 Подающая магистраль к контуру отопителя
19 Термостат — запорный клапан

Управление отопителя

Режим автономного обогрева — фаза запуска

Дополнительный жидкостный отопитель включается с помощью следующих органов управления: клавиша включения, таймер, дистанционное управление. Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания и циркуляционный насос получают сигналы управления. Свеча накаливания отопителя Q9 начинает нагреваться, вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания подаёт воздух в горелку. Прибл. через 30 секунд дозирующий насос подаёт топливо, и вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания выключается прибл. на 5 секунд для достаточного обогащения воздушно!топливной смеси к моменту запуска. Мощность вентилятора подачи воздуха в камеру сгорания увеличивается пошагово до режима полной нагрузки, и воздушно-топливная смесь подаётся в камеру сгорания. Так начинается сгорание. Если воспламенения не происходит или пламя гаснет, то автоматически выполняется повторный запуск. Если воспламенение не происходит в течение 90 секунд, то отопитель выключается до следующего включения зажигания (клемма 15).

Режим автономного обогрева — фаза обогрева

Когда температура ОЖ достигает 77 °C, дополнительный жидкостный отопитель переключается из режима полной нагрузки в режим частичной нагрузки. Для этого уменьшается мощность вентилятора подачи воздуха в камеру сгорания отопителя. Дозирующий насос подаёт меньше топлива. Когда температура уменьшается прибл. до 67 °C, повторно включается режим полной нагрузки. При температуре ОЖ прибл. 81 °C отопитель переходит в режим ожидания. Когда температура уменьшается прибл. до 69 °C, повторно включается режим обогрева.

Режим автономного обогрева — фаза продувки

Выключение дополнительного жидкостного отопителя может быть вызвано следующими причинами: выключение двигателя, выключение дополнительного жидкостного отопителя, завершение макс. рабочего цикла (120 минут).
В конце фазы обогрева дозирующий насос выключается и сгорание прекращается. Циркуляционный насос и вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания продолжают работать для охлаждения системы и выключаются автоматически. Для работы после выключения двигателя свеча накаливания отопителя Q9 короткое время получает сигналы управления. Продолжительность фазы продувки зависит от варианта отопителя и составляет от 100 до 175 секунд. Продолжительность фазы продувки бензиновых дополнительных жидкостных отопителей:
168 секунд после выключения во время режима полной нагрузки
157 секунд после выключения во время режима частичной нагрузки
Продолжительность фазы продувки дизельных дополнительных жидкостных отопителей:
175 секунд после выключения во время режима полной нагрузки
100 секунд после выключения во время режима частичной нагрузки

Режим дополнительного отопителя — фазы запуска, обогрева, продувки

Фаза запуска

Процесс запуска начинается при наличии следующих условий: температура ОЖ меньше +69 °C, наружная температура меньше +10 °C, а также получение блоком управления сигнала частоты вращения двигателя.

Фаза обогрева

Когда температура ОЖ достигает +81 °C, отопитель переключается в режим ожидания. При температуре ОЖ +77 °C отопитель переходит из режима полной нагрузки в режим частичной нагрузки. Если температура ОЖ становится во время режима ожидания меньше +69 °C, то отопитель переключается в режим частичной нагрузки после стандартной процедуры запуска.

Фаза продувки

Когда температура двигателя достигает рабочего значения, дополнительный отопитель выключается. Сгорание прекращается, начинается фаза продувки.
Продолжительность фазы продувки дополнительных отопителей:
175 секунд после выключения во время режима полной нагрузки
100 секунд после выключения во время режима частичной нагрузки

Условия включения

Дополнительный отопитель

Температура ОЖ: t < 69 °C (согласно показаниям датчика температуры ОЖ
отопителя G241)
Наружная температура: t < 10 °C
Клемма 15 (зажигание): вкл.
Сигнал частоты вращения двигателя: n > 300 об/мин

Автономный отопитель

Запрос включения с помощью потолочной панели индикации и управления
Запрос включения с помощью дистанционного радиоуправления
Продолжительность рабочего цикла: 30 минут на моделях, выпущенных
до 30 календарной недели 2004 г.) 120 минут на моделях, выпущенных, начиная с 30 календарной недели 2004 г.)

Условия отключения

Дополнительный отопитель/автономный отопитель

Дополнительный отопитель: температура ОЖ t > 85 °C
Дополнительный отопитель: частота вращения двигателя n < 300 об/мин
Автономный отопитель: выключение таймера, выключение отопителя вручную
Топливо: при достижении минимального резервного запаса топлива
Нижняя граница отключения по напряжению:
U < 10,5 В в течение более 20 секунд
Отключения из!за перегрева системы: температура в отопителе > 125 °C
Сигнал датчика удара: срабатывание подушек безопасности

Дополнительный жидкостный отопитель работает независимо от режима работы двигателя в режиме автономного обогрева до тех пор, пока не выключится таймер. На автомобилях с двигателями TDI и дополнительным отопителем автономный отопитель автоматически переходит в режим дополнительного обогрева при выключении таймера.

Обзор системы

1 — Блок управления отопителя J162
2 — Датчик температуры ОЖ отопителя G241
3 — Устройство приёма радиосигнала дополнительного жидкостного отопителя R149
4 — Дистанционное радиоуправление T91
5 — Панель управления и индикации дополнительного отопителя E407
6 — Канал подвода воздуха к датчику температуры воздуха в салоне под клавишей „ECON“ в блоке управления климатической установки Climatronic J255
7 — Датчик (блок управления) управления вентилятором климатической установки Climatronic G462
8 — Электродвигатель вентилятора V305, реле автономного отопителя J8*, приточный вентилятор V2*

9 — Реле насоса ОЖ J708*, насос циркуляции ОЖ V51/V55
10- Разделительное реле аккумулятора J7
11- Вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания отопителя V6
12- Свеча накаливания отопителя Q9
13- Дозирующий насос V54
14- Запорный клапан подачи охлаждающей жидкости отопителя N279, только для автомобилей с функцией автономного обогрева
15- Блок управления комбинации приборов J285,
16- Диагностический интерфейс шин данных J533
17- Диагностический разъём

* только для автомобилей без кондиционера